Освещенность на трассах и дорогах
Освещенность на трассах и дорогах – один из важнейших вопросов. Разобраться в нем сложно, ведь любая норма имеет свои нюансы и исключения. Светильники, их мощность, место размещения строго регламентированы Государственными строительными нормами Украины. Если они не будут соблюдены, водители и пешеходы окажутся в опасности.
Содержание:
- Термины расчета освещенности на трассах и дорогах
- Нормы освещенности дорог, трасс и внешних объектов
- Освещенность пешеходных переходов
- Освещенность автотранспортных тоннелей
Термины расчета освещенности на трассах и дорогах
В ГСН В.2.5-28: 2018, которые актуальны сейчас в Украине, приведены следующие сроки:
- блескость – когда у участника дорожного движения появляется дискомфорт или уменьшается возможность видеть объекты или детали из-за неадекватного распределения или диапазона яркости и контрастов окружающей среды;
- GRl – предельно допустимый показатель блескости;
- различение – когда объект заметен на фоне окружающей обстановки;
- острота зрения – различение мелких отдельных деталей малого разделения;
- УДС – улично-дорожная сеть;
- эксплуатационная освещенность (Еекс, определяется в люксах) – минимально разрешенная освещенность на определенной поверхности;
- заливное освещение – значительное увеличение освещенности по сравнению с обычной;
- общее освещение – делится на равномерное и локализованное. Размещается в верхней зоне помещений или относительно объектов, которые необходимо подсветить;
- зрительный дискомфорт – ощущение напряжения глаз и неудобства в различении объектов. Причиной может быть неправильное распределение яркости. Это приводит к рассеянности, снижению сосредоточенности, утомляемости зрения, отвлечению внимания;
- коэффициент запаса (Кз) – важный показатель, с которым просчитывают снижение коэффициента пульсации освещенности и интенсивности светового потока, возникающие при эксплуатации из-за старения, загрязнения приборов, а также естественного уменьшения отражающих свойств поверхностей. Определяется по следующей формуле:
- Emax и Emin – самый высокий и самый низкий индексы колебания освещенности, обозначаемые в люксах, а Eсер – ее усредненное значение, также в люксах;
- полуцилиндрическая освещенность (Енц) – насыщенность пространства светом и эффект образования теней для наблюдателя, который движется улицей параллельно ее оси. Вычислить ее можно инженерным методом;
- пешеходная зона – определенное место, предназначенное исключительно для движения пешехода, где нельзя ездить на автомобилях (кроме спецтехники, транспорта для инвалидов, автомобилей скорой помощи);
- показатель зрительного дискомфорта – критерий, оценивающий дискомфортную блескость, когда яркость распределяется в пространстве неравномерно и вызывает неприятные ощущения. Рассчитывается по формуле:
М – это искомый показатель;
Li- яркость источника, что блестит, кд / кв.м;
ω - размер телесного угла источника блеска, ср;
φ0- индекс позиции источника блеска относительно зрительной линии;
La- яркость адаптации, кд/кв.м
- flicker-эффект – когда части светильника размеренно мерцают, создают блики от обшивки автомобиля. Это вызывает раздражение водителя, отвлекает его внимание, вызывая опасную ситуацию на дороге;
- фон (фон) – поверхность, расположенная вокруг определенного объекта, на которой его можно различить. Фоны бывают: светлыми, средними, темными.
Нормы освещенности дорог, трасс и внешних объектов
Нормы распространяются на проектирование нового или реконструкцию уже существующего искусственного освещения автотранспортных путей, магистралей, тоннелей, подземных и наземных пешеходных переходов.
В искусственном освещении общего вида предлагается использовать светодиодные и разрядные лампочки. В них – большая светоотдача и долгий срок работы.
Рекомендуемые показатели для мест парковки:
освещенность, обозначается в люксах | равномерность освещения, не менее | показатель блескости, не более | показатель цветопередачи, не менее | |
В местах с небольшой интенсивностью движения возле магазинов и жилых домов | 5 | 0,25 | 55 | 20 |
В местах со средней интенсивностью движения возле офисов, спортзалов, заводов, государственных учреждений | 10 | 0,25 | 50 | 20 |
В местах с большой интенсивностью движения возле ТРЦ, школ, многоцелевых зданий | 20 | 0,25 | 50 | 20 |
Классификация количества видов и место размещения источников света устанавливается в зависимости от объектов освещения, к которым относятся:
- пешеходные переходы;
- дороги и улицы;
- площади;
- транспортные развязки;
- тоннели, мосты, эстакады, путепроводы;
- АЗС, гаражи, автостоянки, СТО;
- остановки пассажирских перевозок.
Средняя горизонтальная освещенность определяет степень освещения площадей, трасс, дорог в городах:
- районного значения площадей, улиц и дорог – 6 лк;
- местного значения улиц и дорог – от 2-4 лк.
Освещенность тротуаров, прилегающих к дорогам, в среднем должна равняться половине яркости дорожного покрытия.
В местах, где движение автотранспорта происходит непрерывно, средняя яркость горизонтального покрытия дороги принимается более 2,0 кд/кв.м в городе и 1,6 кд/кв.м – для загородных территорий, где расположены подъезды к логистическим центрам и ТРЦ, аэропортам и тому подобное. Подробнее про освещенность торговых и развлекательных центров читайте здесь.
Покрытие магистралей и трасс на перекрестках и на дорогах, образующих их, должно быть освещено на таком же уровне, как и на основной дороге, а на съездах и второстепенных городских дорогах – более 10 лк.
Значение ослепленности на дорогах, трассах, улицах не должно превышать 150, а световая отдача светильников по линии зрения водителя должно быть ограничено следующим образом:
- при угле 80° – не превышать 30 кд на 1000 лм;
- при угле 90° – не более 10 кд на 1000 лм.
Высота установки светильников должна быть такой, чтобы прирост яркости не превышал 15% нормированного уровня яркости 0,5 кд/кв.м-2,0 кд/кв.м.
Коэффициент запаса нужен для того, чтобы компенсировать спад интенсивности освещения в течение работы приборов. Его значение должно быть дифференцировано, в зависимости от того, как сделан светильник.
Яркость дорожных покрытий:
Уровень яркости, кд/кв.м | Прирост яркости, не больше чем |
1,2-2,0 | 10 |
0,4-0,8 | 15 |
Зрительная ориентация пешеходов и водителей ночью обеспечивается различными типами светильников. Их надо размещать так, чтобы направление пути указывалось линией, которую они образуют.
Ночью нельзя частично отключать осветительные приборы, в случае их расположения в один ряд, по одному на опорах.
На трассах и дорогах населенных пунктов, уровень ослепленности не должен превышать 150 лк. В наружном освещении рекомендуют устанавливать газоразрядные лампы высокого давления, преимущественно натриевые.
Показатель ослепленности можно вычислить следующим образом:
при этом Р – ослепленность, а S – ее коэффициент, который учитывает присутствие и отсутствие ослепляющих факторов, расположенных в поле зрения участника движения, и равен отношению пороговых разностей яркости.
Светильники в парапетах путепроводов, мостов, зданий не ограничены в высоте установки. При монтаже нужно исключить доступ случайных лиц к внутренней конструкции прибора и обеспечить защитный угол в продольной плоскости не менее 100°.
Если светильники с рассеянным лучом используются на автозаправках, автостоянках или сервисных центрах, находящихся вблизи трасс и дорог, где есть движение транспорта, они должны быть установлены на высоте от 3 м.
Относительно высоты светильников над автострадами, дорогами и трассами, то она рекомендована не менее 10 м. Если используются опоры от 20 м высотой, установленные на них светильники должны обеспечивать максимально возможное освещение, которое распределяется в пространстве под углом не более 65°.
Если в ремонтных работах используются передвижные прожекторы, необходимо направлять их таким образом, чтобы они не слепили участников дорожного движения, не светили в окна больниц и квартир вокруг.
Критерием правильного выбора светильников для трасс и дорог является энергоэкономичность: когда прибор потребляет минимум мощности при обеспечении определенных ГСН показателей освещения.
Размещение светильников должно быть таким, чтобы сервисное обслуживание и монтаж были удобными.
На центральных улицах городов, предназначенных для пешеходов, средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть больше 6 лк. Про освещенность детских садов и школ подробнее можно прочитать здесь.
Нормированные показатели зон, предназначенных для пешеходов:
Подкласс | Наименование | Средний показатель горизонтальной освещенности | Корреляция средней освещенности к максимальной |
П1 | Вокзалы, аэропорты, эстрады под открытым небом и выставочные павильоны, площадки перед гипермаркетами и стадионами | 20 лк | 1:3 |
П2 | Главные пешеходные улицы города, общественные административные районные центры, пешеходные мосты, площади, открытые площадки на остановках общественного транспорта, подъездные пути к автозаправкам | 10 лк | 1:3 |
П3 | Центральные входы в парки, территории санаториев, пешеходные улицы, второстепенные входы стадионов и выставочных центров, главные аллеи | 6 лк | 1:5 |
П4 | Подъезды и подходы к детским учебным заведениям, тротуары, центральные аллеи при домах отдыха, территории вокруг больниц, санаториев, поликлиник | 4 лк | 1:5 |
П5 | Вспомогательные проезды, аллеи парков и скверов, проездное пространство между гаражами, временные парковочные места | 2 лк | 1:10 |
П6 | Второстепенные аллеи и боковые входы скверов и парков | 1 | 1:10 |
Освещенность пешеходных переходов
Освещенность наземных пешеходных переходов имеет важнейшую задачу: как можно лучше обозначить пешехода для водителей. Соответственно, освещенности таких переходов в коммерческих и промышленных зонах надо составлять не меньше 15 лк, а в жилых зонах – не меньше 6 лк на горизонтальной поверхности.
Если наземные переходы выделяются специализированными световыми маячками или маркерами, их рекомендуют устанавливать на 2-3 метровой высоте, чтобы водители могли заметить их издалека и вовремя притормозить. Для этого же рекомендованы контрастные разноцветные лампочки. Яркость этих приборов должна быть не менее 300 кд/м. Допустимая частота миганий – 40-60 вспышек в минуту.
Средняя горизонтальная освещенность для пешеходных переходов составляет:
- подземные переходы – 75 лк;
- лестницы подземных пешеходных переходов – 20 лк;
- закрытые мостовые переходы, оборудованные прозрачными стенками – 75 лк;
- лестницы и площадки закрытых мостовых переходов, оборудованных прозрачными стенками – 50 лк.
Подземные пешеходные переходы оборудуются светильниками с диффузионными рассеивателями или защитным углом не менее 15°.
Интенсивность освещения можно повышать в столицах, крупных исторических городах, на курортах, в портах.
Уменьшать уровень освещения допускается:
- на 30%, если интенсивность движения уменьшилась до ⅓ от максимального показателя;
- на 50% при уменьшении интенсивности движения до ⅕ от максимума.
Полное или частичное отключение искусственного освещения ночью запрещается:
- на стоянках автомобилей;
- пешеходных мостах и аллеях;
- в сельских поселках;
- пожарных, служебно-хозяйственных и внутренних проездах.
Освещенность автотранспортных тоннелей
В транспортных тоннелях и на притоннельных объектах целесообразно использовать два вида освещения:
- стационарное рабочее – должно предусматривать ночной и дневной режимы и создавать в любое время суток освещенность на таком уровне, чтобы обеспечить безопасность и зрительный комфорт участников дорожного движения;
- аварийное – световыми указателями оборудуются запасные выходы и направления к ним.
Уровень освещенности тоннелей основывается на том, какое расстояние требуется для безопасного торможения.
Исходные значения этого показателя следующие:
Скорость в км / ч | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 |
Расстояние торможения в метрах | 25 | 55 | 100 | 155 | 220 |
Туннели бывают длинные и короткие, кривые и прямые, односторонние и двусторонние. Все эти данные необходимо учитывать при расчете оптимальной освещенности для создания достаточной видимости, руководствуясь Государственными строительными нормами.
Усредненное значение освещенности покрытия дороги в тоннелях дольше 60 м ночью в горизонтальной плоскости должно составлять от 50 лк и выше.
Симметричная подсветка используется в туннелях с движением в обе стороны, а встречное освещение – в односторонних.
Важно соблюсти плавный переход между естественным и электрическим освещением в туннелях при въезде или выезде. Для этого выделяют 4 зоны яркости:
- выездную/подъездную;
- предельную;
- переходную;
- внутреннюю.
Освещенность автотранспортных тоннелей
Яркость адаптации при въезде в / выезде из туннеля определяется по следующей формуле:
Где L20 – величина яркости адаптации;
Kc – доля небосвода, Lc – его усредненная яркость;
Kr – доля дорожного полотна, а Lr – его усредненная яркость;
Ke – окружение портала в адаптационной зоне, а Le – его средняя яркость.
Режим оптимальной яркости и протяженность каждой зоны определяют с учетом кривизны и длины тоннеля, его ориентации по сторонам света, проектной скорости и интенсивности дорожного движения, наличия окружающей застройки. Независимо от этих факторов ночью туннель рассматривается как единая зона с одним уровнем яркости.
Годовая среднесуточная величина интенсивности транспортного движения (Nдоб) определяется по формуле:
Где Nдоб – расчетная величина интенсивности движения транспорта в час с наименьшим коэффициентом вариации (для Киева – это 17.00-18.00; 8.00-9.00)
K1 – коэффициент неравномерности движения транспорта по часам суток;
K2 – по дням недели;
K3 – по месяцам года;
K4 – коэффициент доли объема движения транспорта за период с 24.00 до 6.00, принимается в пределах 1,03-1,05.
Рабочая освещенность транспортных тоннелей имеет основные характеристики:
- распределение зон средних показателей яркости нижнего отрезка стен и дорожного полотна;
- равномерная яркость нижней части стен и дорожного покрытия;
- слепящее действие светильников;
- фликер-эффект.
Если светильники размещаются на стенах тоннеля, их высота должна быть не ниже 4 м.
Для расчета освещенности любой сложности мы предоставляем услугу расчета, которую можно заказать на сайте brille.ua. Также для простых расчетов у нас есть бесплатный онлайн-калькулятор.
Связанные товары
1600.00грн.
Купить