0
Мои закладки 0
Сравнение товаров 0
0товаров, на 0.00грн. 

Освещенность на трассах и дорогах

Автор: Ольга Дата: 15.03.2023 Просмотров: 5518 Комментарии : 0

Освещенность на трассах и дорогах – один из важнейших вопросов. Разобраться в нем сложно, ведь любая норма имеет свои нюансы и исключения. Светильники, их мощность, место размещения строго регламентированы Государственными строительными нормами Украины. Если они не будут соблюдены, водители и пешеходы окажутся в опасности.

Требования к освещенности автомобильных дорог различных типов, нормы освещения дорог и трасс, освещенность улиц по ГСН, формулы расчета освещенности

Содержание:


Термины расчета освещенности на трассах и дорогах

В ГСН В.2.5-28: 2018, которые актуальны сейчас в Украине, приведены следующие сроки:

  • блескость – когда у участника дорожного движения появляется дискомфорт или уменьшается возможность видеть объекты или детали из-за неадекватного распределения или диапазона яркости и контрастов окружающей среды;
  • GRl – предельно допустимый показатель блескости;
  • различение – когда объект заметен на фоне окружающей обстановки;
  • острота зрения – различение мелких отдельных деталей малого разделения;
  • УДС – улично-дорожная сеть;
  • эксплуатационная освещенность (Еекс, определяется в люксах) – минимально разрешенная освещенность на определенной поверхности;
  • заливное освещение – значительное увеличение освещенности по сравнению с обычной;
  • общее освещение – делится на равномерное и локализованное. Размещается в верхней зоне помещений или относительно объектов, которые необходимо подсветить;
  • зрительный дискомфорт – ощущение напряжения глаз и неудобства в различении объектов. Причиной может быть неправильное распределение яркости. Это приводит к рассеянности, снижению сосредоточенности, утомляемости зрения, отвлечению внимания;


Пример расчета освещенности


О расчете освещенности
Подробнее


  • коэффициент запаса (Кз) – важный показатель, с которым просчитывают снижение коэффициента пульсации освещенности и интенсивности светового потока, возникающие при эксплуатации из-за старения, загрязнения приборов, а также естественного уменьшения отражающих свойств поверхностей. Определяется по следующей формуле:
  • Формула расчета коэффициента запаса
  • Emax и Emin – самый высокий и самый низкий индексы колебания освещенности, обозначаемые в люксах, а Eсер – ее усредненное значение, также в люксах;
  • полуцилиндрическая освещенность (Енц) – насыщенность пространства светом и эффект образования теней для наблюдателя, который движется улицей параллельно ее оси. Вычислить ее можно инженерным методом;
  • пешеходная зона – определенное место, предназначенное исключительно для движения пешехода, где нельзя ездить на автомобилях (кроме спецтехники, транспорта для инвалидов, автомобилей скорой помощи);
  • показатель зрительного дискомфорта – критерий, оценивающий дискомфортную блескость, когда яркость распределяется в пространстве неравномерно и вызывает неприятные ощущения. Рассчитывается по формуле:
Формула расчета зрительного дискомфорта

М – это искомый показатель;

Li- яркость источника, что блестит, кд / кв.м;

ω - размер телесного угла источника блеска, ср;

φ0- индекс позиции источника блеска относительно зрительной линии;

La- яркость адаптации, кд/кв.м

  • flicker-эффект – когда части светильника размеренно мерцают, создают блики от обшивки автомобиля. Это вызывает раздражение водителя, отвлекает его внимание, вызывая опасную ситуацию на дороге;
  • фон (фон) – поверхность, расположенная вокруг определенного объекта, на которой его можно различить. Фоны бывают: светлыми, средними, темными.
Нормы освещения в Украине, как вычислить освещенность улиц и дорог в населенных пунктах, освещение улиц

Нормы освещенности дорог, трасс и внешних объектов

Нормы распространяются на проектирование нового или реконструкцию уже существующего искусственного освещения автотранспортных путей, магистралей, тоннелей, подземных и наземных пешеходных переходов.

В искусственном освещении общего вида предлагается использовать светодиодные и разрядные лампочки. В них – большая светоотдача и долгий срок работы.


Рекомендуемые показатели для мест парковки:

освещенность, обозначается в люксах равномерность освещения, не менее показатель блескости, не более показатель цветопередачи, не менее
В местах с небольшой интенсивностью движения возле магазинов и жилых домов 5 0,25 55 20
В местах со средней интенсивностью движения возле офисов, спортзалов, заводов, государственных учреждений 10 0,25 50 20
В местах с большой интенсивностью движения возле ТРЦ, школ, многоцелевых зданий 20 0,25 50 20


Классификация количества видов и место размещения источников света устанавливается в зависимости от объектов освещения, к которым относятся:

  • пешеходные переходы;
  • дороги и улицы;
  • площади;
  • транспортные развязки;
  • тоннели, мосты, эстакады, путепроводы;
  • АЗС, гаражи, автостоянки, СТО;
  • остановки пассажирских перевозок.

Средняя горизонтальная освещенность определяет степень освещения площадей, трасс, дорог в городах:

  • районного значения площадей, улиц и дорог – 6 лк;
  • местного значения улиц и дорог – от 2-4 лк.

Освещенность тротуаров, прилегающих к дорогам, в среднем должна равняться половине яркости дорожного покрытия.

В местах, где движение автотранспорта происходит непрерывно, средняя яркость горизонтального покрытия дороги принимается более 2,0 кд/кв.м в городе и 1,6 кд/кв.м – для загородных территорий, где расположены подъезды к логистическим центрам и ТРЦ, аэропортам и тому подобное. Подробнее про освещенность торговых и развлекательных центров читайте здесь.


Уличные светильники, виды уличных светильников, как выбрать уличный светильник


Об уличных светильниках Brille
Подробнее


Покрытие магистралей и трасс на перекрестках и на дорогах, образующих их, должно быть освещено на таком же уровне, как и на основной дороге, а на съездах и второстепенных городских дорогах – более 10 лк.

Значение ослепленности на дорогах, трассах, улицах не должно превышать 150, а световая отдача светильников по линии зрения водителя должно быть ограничено следующим образом:

  • при угле 80° – не превышать 30 кд на 1000 лм;
  • при угле 90° – не более 10 кд на 1000 лм.

Высота установки светильников должна быть такой, чтобы прирост яркости не превышал 15% нормированного уровня яркости 0,5 кд/кв.м-2,0 кд/кв.м.

Коэффициент запаса нужен для того, чтобы компенсировать спад интенсивности освещения в течение работы приборов. Его значение должно быть дифференцировано, в зависимости от того, как сделан светильник.


Яркость дорожных покрытий:

Уровень яркости, кд/кв.м Прирост яркости, не больше чем
1,2-2,0 10
0,4-0,8 15


Зрительная ориентация пешеходов и водителей ночью обеспечивается различными типами светильников. Их надо размещать так, чтобы направление пути указывалось линией, которую они образуют.

Ночью нельзя частично отключать осветительные приборы, в случае их расположения в один ряд, по одному на опорах.

На трассах и дорогах населенных пунктов, уровень ослепленности не должен превышать 150 лк. В наружном освещении рекомендуют устанавливать газоразрядные лампы высокого давления, преимущественно натриевые.

Показатель ослепленности можно вычислить следующим образом:

Формула расчета ослепленности

при этом Р – ослепленность, а S – ее коэффициент, который учитывает присутствие и отсутствие ослепляющих факторов, расположенных в поле зрения участника движения, и равен отношению пороговых разностей яркости.

Светильники в парапетах путепроводов, мостов, зданий не ограничены в высоте установки. При монтаже нужно исключить доступ случайных лиц к внутренней конструкции прибора и обеспечить защитный угол в продольной плоскости не менее 100°.


Особенности монтажа уличного освещения, монтаж уличного освещения, выключатели для уличного освещения, уличное освещение из металла


Какие есть нюансы монтажа уличных светильников?
Подробнее


Если светильники с рассеянным лучом используются на автозаправках, автостоянках или сервисных центрах, находящихся вблизи трасс и дорог, где есть движение транспорта, они должны быть установлены на высоте от 3 м.

Относительно высоты светильников над автострадами, дорогами и трассами, то она рекомендована не менее 10 м. Если используются опоры от 20 м высотой, установленные на них светильники должны обеспечивать максимально возможное освещение, которое распределяется в пространстве под углом не более 65°.

Если в ремонтных работах используются передвижные прожекторы, необходимо направлять их таким образом, чтобы они не слепили участников дорожного движения, не светили в окна больниц и квартир вокруг.

Критерием правильного выбора светильников для трасс и дорог является энергоэкономичность: когда прибор потребляет минимум мощности при обеспечении определенных ГСН показателей освещения.

Размещение светильников должно быть таким, чтобы сервисное обслуживание и монтаж были удобными.

На центральных улицах городов, предназначенных для пешеходов, средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть больше 6 лк. Про освещенность детских садов и школ подробнее можно прочитать здесь.


Нормированные показатели зон, предназначенных для пешеходов:

Подкласс Наименование Средний показатель горизонтальной освещенности Корреляция средней освещенности к максимальной
П1 Вокзалы, аэропорты, эстрады под открытым небом и выставочные павильоны, площадки перед гипермаркетами и стадионами 20 лк 1:3
П2 Главные пешеходные улицы города, общественные административные районные центры, пешеходные мосты, площади, открытые площадки на остановках общественного транспорта, подъездные пути к автозаправкам 10 лк 1:3
П3 Центральные входы в парки, территории санаториев, пешеходные улицы, второстепенные входы стадионов и выставочных центров, главные аллеи 6 лк 1:5
П4 Подъезды и подходы к детским учебным заведениям, тротуары, центральные аллеи при домах отдыха, территории вокруг больниц, санаториев, поликлиник 4 лк 1:5
П5 Вспомогательные проезды, аллеи парков и скверов, проездное пространство между гаражами, временные парковочные места 2 лк 1:10
П6 Второстепенные аллеи и боковые входы скверов и парков 1 1:10

Как осветить пешеходный переход, нормы освещенности пешеходных переходов, которая должна быть освещенность пешеходных переходов в Украине

Освещенность пешеходных переходов

Освещенность наземных пешеходных переходов имеет важнейшую задачу: как можно лучше обозначить пешехода для водителей. Соответственно, освещенности таких переходов в коммерческих и промышленных зонах надо составлять не меньше 15 лк, а в жилых зонах – не меньше 6 лк на горизонтальной поверхности.

Если наземные переходы выделяются специализированными световыми маячками или маркерами, их рекомендуют устанавливать на 2-3 метровой высоте, чтобы водители могли заметить их издалека и вовремя притормозить. Для этого же рекомендованы контрастные разноцветные лампочки. Яркость этих приборов должна быть не менее 300 кд/м. Допустимая частота миганий – 40-60 вспышек в минуту.

Средняя горизонтальная освещенность для пешеходных переходов составляет:

  • подземные переходы – 75 лк;
  • лестницы подземных пешеходных переходов – 20 лк;
  • закрытые мостовые переходы, оборудованные прозрачными стенками – 75 лк;
  • лестницы и площадки закрытых мостовых переходов, оборудованных прозрачными стенками – 50 лк.

Подземные пешеходные переходы оборудуются светильниками с диффузионными рассеивателями или защитным углом не менее 15°.

Интенсивность освещения можно повышать в столицах, крупных исторических городах, на курортах, в портах.

Уменьшать уровень освещения допускается:

  • на 30%, если интенсивность движения уменьшилась до ⅓ от максимального показателя;
  • на 50% при уменьшении интенсивности движения до ⅕ от максимума.

Полное или частичное отключение искусственного освещения ночью запрещается:

  • на стоянках автомобилей;
  • пешеходных мостах и аллеях;
  • в сельских поселках;
  • пожарных, служебно-хозяйственных и внутренних проездах.

Освещенность тоннелей, как рассчитать освещенность автомобильного тоннеля, уровень освещения тоннелей

Освещенность автотранспортных тоннелей

В транспортных тоннелях и на притоннельных объектах целесообразно использовать два вида освещения:

  • стационарное рабочее – должно предусматривать ночной и дневной режимы и создавать в любое время суток освещенность на таком уровне, чтобы обеспечить безопасность и зрительный комфорт участников дорожного движения;
  • аварийное – световыми указателями оборудуются запасные выходы и направления к ним.

Уровень освещенности тоннелей основывается на том, какое расстояние требуется для безопасного торможения.


Исходные значения этого показателя следующие:

Скорость в км / ч 40 60 80 100 120
Расстояние торможения в метрах 25 55 100 155 220


Туннели бывают длинные и короткие, кривые и прямые, односторонние и двусторонние. Все эти данные необходимо учитывать при расчете оптимальной освещенности для создания достаточной видимости, руководствуясь Государственными строительными нормами.

Усредненное значение освещенности покрытия дороги в тоннелях дольше 60 м ночью в горизонтальной плоскости должно составлять от 50 лк и выше.

Симметричная подсветка используется в туннелях с движением в обе стороны, а встречное освещение – в односторонних.

Важно соблюсти плавный переход между естественным и электрическим освещением в туннелях при въезде или выезде. Для этого выделяют 4 зоны яркости:

  • выездную/подъездную;
  • предельную;
  • переходную;
  • внутреннюю.
Размещение зон яркости тоннеля

Освещенность автотранспортных тоннелей

Яркость адаптации при въезде в / выезде из туннеля определяется по следующей формуле:

Формула расчета яркости адаптации

Где L20 – величина яркости адаптации;

Kc – доля небосвода, Lc – его усредненная яркость;

Kr – доля дорожного полотна, а Lr – его усредненная яркость;

Ke  – окружение портала в адаптационной зоне, а Le  – его средняя яркость.

Режим оптимальной яркости и протяженность каждой зоны определяют с учетом кривизны и длины тоннеля, его ориентации по сторонам света, проектной скорости и интенсивности дорожного движения, наличия окружающей застройки. Независимо от этих факторов ночью туннель рассматривается как единая зона с одним уровнем яркости.

Годовая среднесуточная величина интенсивности транспортного движения (Nдоб) определяется по формуле:

Формула расчета годовой суточной интенсивности

Где Nдоб – расчетная величина интенсивности движения транспорта в час с наименьшим коэффициентом вариации (для Киева – это 17.00-18.00; 8.00-9.00)

K1 – коэффициент неравномерности движения транспорта по часам суток;

K2 – по дням недели;

K3 – по месяцам года;

K4 – коэффициент доли объема движения транспорта за период с 24.00 до 6.00, принимается в пределах 1,03-1,05.

Рабочая освещенность транспортных тоннелей имеет основные характеристики:

  • распределение зон средних показателей яркости нижнего отрезка стен и дорожного полотна;
  • равномерная яркость нижней части стен и дорожного покрытия;
  • слепящее действие светильников;
  • фликер-эффект.

Если светильники размещаются на стенах тоннеля, их высота должна быть не ниже 4 м.

Для расчета освещенности любой сложности мы предоставляем услугу расчета, которую можно заказать на сайте brille.ua. Также для простых расчетов у нас есть бесплатный онлайн-калькулятор.

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий