Меню

Освещение детских садов и школ

Просмотров: 2498 Комментарии : 0

Освещенность детских дошкольных учреждений и школ является очень важным звеном организации учебного процесса. Правильно рассчитанное и грамотно организованное освещение создает в помещении комфортные условия, стимулирует работу учащихся и повышает эффективность обучения. Чтобы освещение игровых комнат и учебных классов положительно влияло на результаты работы учеников и гарантировало детям здоровое зрение, при его обустройстве необходимо соблюдать требования, заложенные в государственных нормативных документах.

Нормы освещенности в школах и детских садах

Содержание


Нормы освещенности в детских садах и школах

В комнатах, где постоянно находятся дети, где они учатся, выполняют определенные задачи, связанные с концентрацией внимания, должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, которые не навредят органам зрения и предотвратят усталость глаз.

Грамотно обустроена система освещения в детских учреждениях должна быть прежде всего безопасной. Электроснабжение и распределительную сеть наружного освещения на территории учреждений следует осуществлять кабельными линиями. Здесь используют только стойкие к распространению пламени электрические провода и кабели. Не применяет провода, отличающиеся интенсивной дымообразующей способностью, а также те, что обладают высокой токсичностью продуктов горения. В проекте оборудования помещений светом мелочей нет.

Нормы освещенности для школ и детсадов (по требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 и ГСН В.2.2-3: 2018)
Наименование помещения Освещение эксплуатационное Еекс, лк Индекс цветопередачи Ra, не менее
Классы, комнаты преподавателей 300 80
Кабинеты, лаборатории и кабинеты труда 500 80
Спортзалы, общие бассейны 300 80
Столовая 200 80
Игровые и групповые комнаты в детском саду 300 80


Полную версию показателей освещенности можно посмотреть в таблице, размещенной в конце статьи.

По требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 Заведения дошкольного образования и ГСН В.2.2-3: 2018 Учебные заведения. Здания и сооружения, в детских садах и школах используют несколько видов освещения:

  • рабочее – оборудуют во всех помещениях;
  • эвакуационное – должно быть в холле и коридоре, у шкафов или вешалок, где дети раздеваются, на кухнях, в прачечных и на лестничных клетках;
  • аварийное – устанавливают на дежурных пожарных постах, в электрощитовых и тепловых пунктах;
  • дежурное – в спальнях детских садов и яслей-садов, а также в палатах приемно-карантинного отделения домов ребенка;
  • ремонтное – в технических подвалах и тепловых пунктах.

Аварийные светильники в школах и детских садах

Аварийное, эвакуационное и дежурное освещение

Аварийное освещение необходимо для того, чтобы сориентироваться в здании при возникновении чрезвычайной ситуации и найти выход из помещения при пожаре. Аварийные светильники имеют свой источник питания, оно независимое от тока для рабочего света. Индекс передачи цвета аварийных светильников Ra должен быть равен 40, показатели ниже 40 использовать не рекомендую. Монтаж и структура аварийного освещения имеет несколько вариантов: оно может соединяться с дежурным или включаться после сигнала, который поступит от автоматики. Установку и монтаж аварийных светильников контролируют пожарные организации.

Эвакуационное освещение – это подвид аварийного. Светильниками для эвакуационного освещения оборудуют пути эвакуации и зоны повышенной опасности. Для специализированных устройств есть особые требования. Светильники для эвакуации должны обеспечивать работу не менее 1 ч. Они должны включаться через 5 секунд после обесточивания рабочего освещения, обеспечивая при этом 50% освещенности по нормам. Через 60 секунд эвакуационные устройства должны выдавать 100% освещенности.

Устройства эвакуационного назначения устанавливают:

  • возле всех эвакуационных выходов;
  • в коридорах различной ширины и проходах, которые указаны на плане эвакуации;
  • на лестнице;
  • там, где пересекаются проходы и коридоры;
  • возле каждого выхода из здания.

Для школ и детских садов важно правильно установить светильники дежурного освещения. Их монтируют над дверью на высоте не менее 2,2 м от уровня пола. Допускается монтаж низковольтных светильников (36 В) на высоте 0,3 м от пола. В спальнях детсадов над дверью должны быть установлены световые указатели «Выход» на высоте не менее 2,2 м от пола. Эти устройства должны быть подключены к сети эвакуационного освещения.

Освещение в дошкольных учреждениях: монтаж аварийных светильников, фото

Одна из особенностей детских учреждений – использование бактерицидных ламп. Их применяют в бассейнах, медицинских кабинетах, залах для музыкальных и физкультурных занятий. Эти источники не учитывают при обустройстве общего рабочего освещения.

Эвакуационные источники света и нормы для них

При оборудовании эвакуационного освещения в дошкольных учреждениях и школах используют:

При работе в нормальном режиме световые указатели должны иметь независимый источник питания от основного освещения. Когда включается аварийный режим, осветительные приборы должны переключаться на питание от аккумуляторной батареи.

Светодиодные аварийные светильники в школах и детсадах

Освещение путей эвакуации шириной до 2 м требует светового потока не менее 1 лк. Для зон повышенной опасности нужно 15 лк – это 10% от нормы рабочего освещения. Для лестничных маршей в зданиях, где находятся дети дошкольного возраста, нужно 5 лк.

Рабочее освещение в школе и детском саду: основные показатели

Не меньшего внимания, чем аварийное и эвакуационное, требует повседневное рабочее освещение. От его качества и соответствия нормам зависит здоровье детей. У детей зрение формируется, поэтому неправильный и недостаточный свет негативно влияет на его состояние. Статистика очень неутешительная – каждый четвертый выпускник имеет проблемы со зрением. Зрение ребенка напрямую зависит от количества светильников, их расположения, направленности светового потока, мощности источников света, оттенка свечения.

Светильники для освещения в детских садах, фото

Все учебно-воспитательные заведения четко соблюдают требования, заложенные в Государственных строительных нормах Украины В.2.5-28: 2018 «Естественное и искусственное освещение».

Параметры, регламентируемые для каждого типа помещений в школах и детсадах:

  • эксплуатационная освещенность Еекс – минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности. Самые высокие показатели 750 лк нужны в изостудиях художественных школ. В библиотеках за столами в читальном зале, в учебных мастерских, лабораториях, в классах для рисования и вечернего обучения Еекс должно быть 500 лк. Для лестниц, коридоров, актовых залов, столовых – 200 лм и менее;
  • равномерность освещенности U0 – отношение минимальной к средней должно соответствовать показателю 0,6, на лестнице, в актовых залах, коридорах и вестибюлях – 0,4, в изостудиях – 0,7;
  • объединенный показатель дискомфорта URG (Unified Glare Rating) – это международная единица оценки дискомфортной блескости, что приводит к неприятным ощущениям от неравномерного распределения яркости. Показатель является безразмерной величиной от 10 до 30, которую можно приближенно вычислить по соответствующей формуле. Зависит от места установки светильников, их яркости, других факторов. ГСН рекомендует URG для классов – 19, для бассейнов и столовых – 22, для коридоров и лестниц – 25;
  • общий индекс цветопередачи Ra – это способность источника света правильно передавать цвета предметов, которые он освещает. Этот показатель должен быть не менее 80. Если индекс цветопередачи будет ниже, то оттенки освещенных объектов будут выглядеть неестественно;
  • коэффициент пульсации освещенности Кп в классах и мастерских может быть не более 15%, в актовых залах, столовых и спортзалах – до 20%, для других помещений школы и детсады рекомендован Кп – 10%.
Нормы освещенности в коридорах и раздевалках школ и детсадов

Для классов, оборудованных персональными компьютерами или мониторами, при выборе осветительных приборов нужно обращать внимание на их значение яркости и яркость мониторов.

Освещение в деталях: особые рекомендации

В классах и кабинетах рекомендуют обустраивать уровень освещенности 300-500 лк. Для чтения и письма на рабочих местах идеально подойдет показатель 400 лк, а для освещения школьной доски, чтобы детям на последних партах было все видно, – 500 лк. Доску оборудуют локальной подсветкой. Основные требования к светильникам, которые освещают доску:

  • их световой поток должен обеспечивать отличный обзор текста и графики из любой точки класса;
  • отсутствие эффекта ослепления;
  • должны просто подключаться к электросети;
  • для люминесцентных моделей – минимальный уровень шума.

Светильники рекомендуют устанавливать выше верхнего края доски на 30-40 см и на 60 см в сторону перед доской. Используют люминесцентные или светодиодные подвесные светильники.

Уровень освещенности школьной доски

Для школьных помещений, где не требуются напряжения зрения и концентрация внимания, – вестибюли, актовые залы, коридоры и столовая – достаточно применять освещение 150-200 лк.

Для освещения спортзалов и актовых залов используют люминесцентные или светодиодные светильники, которые размещают на потолке. Если их света не хватает, применяют прожекторы, их устанавливают в углах залов.

В столовых используют накладные, подвесные и встраиваемые светильники. Главная задача – обеспечить комфорт при потреблении пищи. Помещение, где находятся слепые дети или ученики с недостаточным зрением, необходимо обустраивать комбинированной системой искусственного освещения. Суммарный уровень освещенности в учебных классах от общего и местного освещения для детей с нарушением зрения должен быть не менее 1000 лк. Для каждого рабочего места ребенка с проблемным зрением нужен светильник местного освещения. Это может быть настольная лампа с устойчивой основой или модель на струбцине, чтобы ребенок случайно не сбросил ее с парты или стола. Уровень освещенности в игровых помещениях для таких детей должен быть не менее 600 лк.

Цветовая температура источников света

Эксперты и световые дизайнеры единодушны в вопросе цветовой температуры. В учебных классах должно быть нейтральный белый свет, в игровых комнатах и ​​зонах отдыха – теплый белый свет с температурой 2700-3000 К.

Для общего и местного освещения школьных коридоров, музыкальных и спортивных залов можно устанавливать источники света с цветовой температурой от 2400 до 6800 К. Интенсивность УФ облучения со спектральным диапазоном 320-400 нм не должен превышать 0,03 Вт/кв. м. Нельзя использовать источники света с длиной волны менее 320 нм.

Светодиодные панели и подвесные светильники для освещения классов

Общее и локальное освещение в школах и садах: расчет

В дошкольных учреждениях и школах применяют два типа рабочего искусственного освещения – общее и локальное. Очень часто их комбинируют. Например, для общего используют растровые накладные светильники с люминесцентными лампами, а для локальной подсветки доски – настенный поворотный спот.

Специалисты рекомендуют использовать энергоэффективные источники света, которые характеризуются оптимальной светоотдачей и большим сроком службы.

Правильный уровень освещенности школьного класса можно рассчитать, используя несколько способов. Самый простой – по формуле – X х Y х Z, где:

Y – площадь помещения (кв. м);

X – уровень освещенности (лк);

Z – коэффициент высоты потолка.

Если потолок от 2,5 м до 2,7 м, то коэффициент – 1, если высота до 3 м – коэффициент 1,2, если от 3 до 3,5 м – то 1,5, от 3,5 м до 4, 5 м – 2.

Рассчитаем уровень освещенности класса. Площадь помещения – 50 кв. м, высота потолков – 3 м. Нормативные требования – 300 лк. Подставляем данные – 300 х 50 х 1,2 = 18000 лм. Эта величина позволит подобрать нужные источники света. На каждой лампочке указано силу светового потока в люменах.


Лампы для систем освещения в школах и детских садах


Какие лампочки можно подобрать для класса?
Подробнее


Для общей системы освещения класса можно установить 4 растровых светильники с 4-мя люминесцентными лампами мощностью 18 Вт, продуцирующие световой поток по 1200 лм. Эти 12 ламп дают освещенность 14400 лм. Эффективным дополнительным светом, формирующим поток 3600 лм, станут несколько поворотных настенных спотов, установленных над доской, или подвесной линейный светильник, который тоже монтируют над доской и столом учителя. Индекс цветопередачи ламп должен быть не менее 80 Ra. Стены и потолок класса должны быть окрашены в светлые цвета.

Для правильного расчета рекомендуем воспользоваться калькулятором, который находится на нашем сайте. Более точные показатели можно получить, применив сложную формулу. Подробнее об алгоритме расчета освещенности можно узнать из статьи в нашем блоге.

Освещение школьной столовой, фото

Светодиодные светильники для школ и садиков

На смену энергозатратным люминесцентным лампам, гудящим и мерцающим при работе, постепенно приходят экономичные светодиодные. ЛЕД источники света характеризуются:

  • долгим сроком службы – от 25 000 ч;
  • высоким качеством работы;
  • существенным снижением энергозатрат;
  • отсутствием мерцания;
  • различными оттенками свечения (холодный, нейтральный, теплый);
  • стильным современным дизайном.

LED светильники для школ и детсадов обеспечивают отличную освещенность помещений, где находятся детей. От света диодов глаза в течение учебного дня не устают. При выборе светодиодных моделей обязательно учитывают мощность, светоотдачу, цветовую температуру осветительных приборов, а также место монтажа. Линейные ЛЕД лампы устанавливают в линейные или растровые потолочные светильники. Также они могут работать в локальных осветительных устройствах у школьной доски.

Модели с температурой от 3000 до 4000 К применяют в стандартных классах. Светильники для кабинетов рисования, черчения и информатики должны иметь световую температуру не менее 5000 К.

Энергоэффективность светодиодных источников света

Особенно популярны в школах и садиках ЛЕД панели. Это очень выгодная альтернатива люминесцентным линейным и растровым светильникам. Производители предлагают встраиваемые и накладные модели светодиодных панелей с различными оттенками свечения – холодным, нейтральным, теплым. Осветительные приборы имеют разные размеры и форму – квадратную, круглую, прямоугольную. Для различных помещений могут подобрать приборы нужной мощности. От компактных моделей на 3-4 Вт до больших мощных панелей на 50-70 Вт. О преимуществах ЛЕД панелей можно больше узнать из нашего видео.

Выбрать светодиодные осветительные устройства, которые идеально подойдут для школы, довольно просто – в сети магазинов Brille представлен широкий выбор различных моделей и их модификаций.

Нормы освещенности для школ и детсадов (полная версия)


Наименование помещения Еекс, лк U0, не менее URG, не более Ra, не менее Кп,%, не более
Классы, комнаты преподавателей 300 0,6 19 80 15
Классы вечернего обучения 500 0,6 19 80 10
Комнаты для рисования 500 0,6 19 80 10
Классы изостудии в художественных школах 750 0,7 19 80 10
Кабинеты, лаборатории и кабинеты труда 500 0,6 19 80 10
Учебные мастерские 500 0,6 19 80 15
Комнаты для музыкальных занятий 300 0,6 19 80 10
Классы по изучению языка 300 0,6 19 80 10
Подготовительные классы и мастерские 500 0,6 22 80 -
Вестибюли 200 0,4 22 80 -
Рекреации, коридоры 100 0,4 25 80 -

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий