Архитектурная подсветка

  • Архитектурная подсветка

Во времена Эдисона архитектурное освещение выполняла базовая модель столба с лампой. Основные требования, которые выдвигались к осветительному прибору, заключались в двух параметрах - сбережении энергии и увеличении мощности. Эстетическая сторона оставалась на втором плане. В наши дни светодизайн более не воспринимается как оптимальный подбор ламп и светильников. Свет стал частью пространства, в ночное время он структурирует и организовывает пространство в единое архитектурное целое.

В современном светодизайне техническое развитие достигло того уровня, когда эффективность и качество стали легко достижимыми. Теперь свет – это элемент искусства. Дизайнеры могут создавать невероятные световые эффекты, о которых не имели представления даже двадцать лет назад. 

Для осветителей-дизайнеров отправная точка освещения – темное пространство. Но цель архитектурного освещения сводится не к выделению некоторых объектов, а к создании сбалансированного пространства, которое станет эстетически и функционально единым целым. Свет диктует выбор, нет нужды освещать все предметы, нужно найти те объекты и темы, благодаря которым целое (здание, помещение, скульптуры и т.д.) обретет структуру.

Основная идея архитектурного освещения заключается в следующем – нужды пользователя берутся за основу светодизайна. В связи с этим возникает необходимость в общем освещении, акцентирующем освещении, специальном освещении.

Общее освещение наиболее значимо, поскольку оно используется для того, чтобы предмет или объект был отлично виден в вечернее и ночное время. Акцентирующее освещение расставляет приоритеты и структурирует пространство и доминанты. Необходимость в специальном освещении, например, световой рекламе, возникает в конкретных случаях. Таким образом, разные виды архитектурного освещения являются неотъемлемыми частями единой световой картины, которые могут как разрушить, так и поддержать друг друга.

Грамотное архитектурное освещение должно отвечать требованиям надежности, экологической и технической безопасности.

Под понятием «архитектурное освещение» в первую очередь понимается архитектурная подсветка зданий, в том числе и художественная подсветка фасадов, т.к. именно фасад представляет собой лицо архитектурных особенностей здания.

Архитектурное освещение выполняется светильниками, которые крепятся непосредственно на фасад, светотехническим оборудованием, которое устанавливается на опоры освещения. Интенсивное освещение всего периметра фасада осуществляется мощными осветительными приборами с встроенными специальными цветными фильтрами. Как вариант архитектурной подсветки можно рассматривать светильники, которые  встраиваются в грунт в непосредственной близости стен здания. Их направляют на фасад здания. Такие осветительные приборы могут иметь ассиметричный отражатель, направляемый вверх или вниз. В результате создается мягкая заливающая подсветка всего фасада здания. Прожекторы, кроме того, устанавливаются между окнами и направляются вверх и вниз.

Акцентирующая подсветка осуществляется при помощи светильников, которые устанавливаются на фасаде зданий. Такой вид освещения более сложен в реализации. Светодизайнерами учитываются архитектура здания, его пропорции, стиль постройки, особенности его использования и требованиями заказчика. В совокупности этих параметров определяется мощность и месторасположение светильников на фасаде, направление света. В данном случае необходимо учитывать и требования городских властей о недопущении сильных различий в освещении зданий, находящихся на одной улице.

Архитектурная подсветка фасада чаще всего осуществляется путем горизонтального  освещения линий здания. Это может быть верхний горизонт или линия, которая отделяет верхний этаж от цоколя. Колонны, наличники окон, барельефы, портики выделяются вертикальными лучами.

В подсветке современных зданий используются осветительные приборы, в которых луч света направляется в 4 стороны, таким образом, создается так называемый «световой крест». Этот прием все чаще и чаще применяется для архитектурного освещения офисных центров, супермаркетов и торговых центров.
 
В наши дни архитектурное освещение зданий перестало быть просто освещением, оно неразрывно соприкасается с таким понятием, как светодизайн, поскольку художественное освещение требует решения не только технических, но и, в большей мере, эстетических задач. Специалист по светодизайну при помощи архитектурного художественного освещения создает оригинальный запоминающийся образ здания в темное время суток.

Если созданное художественное освещение создает неповторимый образ, если, глядя на освещенное здание, возникают эмоции, сходные с теми, которые испытываешь при созерцании памятников искусства и архитектуры, то значит, команда светоосветителей добилась превосходных результатов.


05.04.2019 12:15:54
0
149